. Три К для российского ритейла: кулинария, качество, конкуренция

Три К для российского ритейла: кулинария, качество, конкуренция


Вектор развития розничных торговых сетей в России сместился. Об инфляционном росте оборотов за счет увеличения цен на продукты на 5-7% в год можно позабыть. По ряду товаров наблюдается уже дефляция.

Так оценил современное состояние ритейла гендиректор информационно-аналитического агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров на медиафоруме АКОРТ, открывшемся сегодня в Екатеринбурге. О том, как видят состояние современного российского ритейла эксперты, сообщает из Ельцин-центра, где проходит форум, корреспондент «БВ».

Эксперт выступил с докладом о ключевых трендах в развитии ритейла. Прежде всего, по его словам, изменился сам покупатель. Во-первых, есть группа потребителей, которые будут приобретать товары только во время промо-акций. Особенно хорошо это видно на примере бытовой химии, которая зачастую вне периода действия скидок практически не продается. Доля продаж товара по промо-акциям выросла во всех торговых сетях на 30%, по алкоголю, бытовой химии, кондитерским изделиям и кофе этот показатель превысил 50%.

Во-вторых, даже стремясь экономить, покупатели стали больше уделять внимание качеству продукции. Именно этим объясняется рост спроса на фермерские товары.

Тенденция на популярность промо-акций и дешевых торговых марок, по оценке Михаила Бурмистрова, сохранится в ближнесрочной перспективе. Чтобы обеспечить себе рост, торговые сети начали конкурировать между собой. Если 5-10 лет назад конкуренция между ритейлерами была слабой, то сейчас она вступила в полную силу.

«Покупателя победить нельзя. Но другого ритейлера — можно», — заключил эксперт.

Согласно исследованию  «INFOLine-Аналитики», результаты которого Михаил Бурмистров привел в докладе, с 2014 по 2018 год в развитии торговых сетей наблюдалась фаза «Консолидация — финансовое превосходство». Конкуренция между крупными сетями предельно возросла, взрывной рост показали специализированные торговые сети, а менее эффективные региональные сети были вытеснены с рынка.

Современный российский ритейл — это 700 торговых сетей, занимающих 70% розничного рынка, 38 тысяч магазинов и годовой оборот порядка 4,1 трлн рублей. С 2015 по 2017 год рост показали и региональные, и федеральные ритейлеры.

Среди федеральных сетей добились существенного роста выручки в 2017 году «Лента», сеть алкомаркетов «Красное&Белое», которые сейчас расширили ассортимент и не ограничиваются только алкоголем, «Магнит» и X5 Retail Group.

Новая фаза развития торговых сетей, начало которой приходится как раз на 2018 год, будет, по прогнозу Михаила Бурмистрова, отличаться взрывным ростом онлайн-торговли, которая пока составляет доли процента. Уже появилось большое число служб доставки продуктов, которые выполняют заказы покупателей. Начинают осваивать доставку и сетевые магазины в крупных городах, прежде всего в Петербурге и в Москве.

Что делать сетям, чтобы ответить на новые вызовы рынка и продолжить расти? Михаил Бурмистров сформулировал несколько рекомендаций, исходя из типа сетевых магазинов. Гипермаркетам он посоветовал развивать собственное производство: очень многие ритейлеры уже оценили этот сегмент. Так, сеть «Азбука вкуса» в Петербурге и магазины «Перекресток» в Москве имеют собственные кулинарные цеха, в развитие которых вложены крупные инвестиции. Покупатели уже распробовали готовую продукцию и такое производство должно стать форматом будущего.

Также гипермаркетам, как отметил эксперт, стоит развивать выпуск продукции под собственными торговыми марками, увеличить долю непродовольственных товаров в ассортименте и оптимизировать портфель торговых площадей.

Для супермаркетов выгодной стратегией будет ребрендинг, расширение доли продуктов сегмента fresh, то есть фермерских, и также собственные торговые марки товаров.

Результативность изменения ассортимента в пользу фермерских продуктов уже доказал магазин сети «Ашан» в Петербурге, сдавший часть своих площадей в аренду под ярмарку.

Дискаунтерам и магазинам формата «у дома» должно принести успех развитие специализированных торговых сетей и налаживание партнерских отношений с поставщиками.

Магазины «у дома», отметил Михаил Бурмистров, как правило не интересны крупным ритейлерам. Но сеть METRO Cash and Carry добилась успеха, запустив собственную франшизу магазинов сети «Фасоль». Подобный формат эксперт оценивает как весьма перспективный. Магазинам у дома в принципе проще развиваться под одним брендом.

Справка «БВ». АКОРТ — Ассоциация компаний розничной торговли, некоммерческое объединение, включающее в себя 27 крупных торговых сетей России. Ассоциация действует с 2001 года, входит в состав Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей. Медиафорум АКОРТ проводит уже во второй раз, впервые он состоялся в 2017 году в Москве. Участие в мероприятии принимают топ-менеджеры крупнейших ритейлеров, экономисты. эксперты, представители федеральных министерств. Форум призван проинформировать российское медиа-сообщество о состоянии продовольственного рынка страны, определить роль внутреннего спроса в развитии экономики, обсудить актуальные проблемы отечественного ритейла и перспективы его развития.

Источник: business-vector.info

Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика