. Свою роль в подъеме цен на бензин могли сыграть устаревшие мощности Саратовского НПЗ

Свою роль в подъеме цен на бензин могли сыграть устаревшие мощности Саратовского НПЗ


Ситуация со взлетевшими ценами на бензин может оказаться картельным сговором. Такая версия была высказана на прошедшем вчера совместном заседании саратовской ТПП и Общественной палаты. Не последнее место в ситуации с ценами играет и давно не модернизировавшиеся производственные мощности российских НПЗ, включая и саратовский.

— Наши производственные мощности по стране проигрывают мировым, — заметил глава саратовского минпрома Андрей Куликов. — Мощности наших заводов, в частности Саратовского НПЗ, устарели.

Как пояснил министр, сейчас на уровне правительства РФ прорабатывается вопрос о возвращении российским НПЗ части акцизных сборов для модернизации производства. Число предприятий, которые могут получить эти средства, входит и Саратовский НПЗ.

Действительно, в Москве рассматривается вопрос о поддержке нефтеперерабатывающей отрасли при налоговом маневре. Российским НПЗ могут выделить порядка 330 млрд рублей. В законопроекте, который готовит Минфин РФ, прописана поддержка для предприятий, находящихся вдали от экспортных рынков — в Поволжье, в Сибири и на Урале. Как пишет РБК, инициатива о выделении средств принадлежит главе «Роснефти» Игорю Сечину, который убедил правительство РФ поддержать отрасль.

Саратовский НПЗ, дочерняя структура «Роснефти», модернизацией производства занимался. Но еще в 2014 году предприятие относилось к проблемным — глубина переработки нефти здесь была невысока: доля выхода светлых нефтепродуктов составляла только 71,8%, тогда как на других российских предприятиях, например на Волгоградском НПЗ, она достигала 93,3%.

Это уже тогда вызывало проблемы с рентабельностью. В начале 2017 года прошла даже информация о возможной продаже или консервации Саратовского НПЗ вместе с еще тремя предприятиями, которую «Роснефть» быстро опровергла. Завод в Саратове с 2013 года запускал новые установки и расширял ассортимент в сторону бензина класса «Евро-5» и судового топлива. Но производственные мощности, что в 2014, что в 2017 году не менялись, сохраняясь на уровне 7 млн тонн нефти в год.

— У роста цены на топливо много факторов, включая влияние отложенной инфляции. Самый важный вопрос к ФАС РФ. Здесь должны смотреть, чтобы в этот рост не включался картельный сговор, — высказал предположение президент саратовской ТПП Алексей Антонов. — Почему-то в один и тот же момент все НПЗ стали вставать на ремонт.

Глава торгово-промышленной палаты напомнил, что в 2017 году подобная ситуация уже наблюдалась с электроэнергией, когда ее стоимость для предприятий подскочила в полтора раза по всей стране из-за значительного роста цен на мощность.

Алексей Антонов согласился с главой минпрома, что с 2000 года модернизации российских НПЗ уделялось слишком мало внимания. Со своей стороны, саратовская ТПП будет обращаться за поддержкой в профильный комитет ТПП РФ и готова добиваться не просто остановки роста цен на бензин, а их снижения.

Депутат Саратовской облдумы Леонид Писной назвал причиной роста цен на топливо пробел в законодательстве, дающий крупным производителям возможность диктовать свои условия. Рост цен, по его словам, произошел фактически на ровном месте.

— У нас какие-то не совсем одинаковые правила игры создаются. Используя брешь в законодательстве, делаются ценовые вбросы и это полностью разбалансирует ситуацию на предприятиях-потребителях, — считает депутат.

Глава саратовского отделения «Опоры России» Наталья Панферова напомнила, что «Роснефть» по предписанию ФАС РФ должна была продать в 6 регионах, включая Саратовскую область, 101 автозаправочную станцию, а продала всего 25 и реакцией антимонопольной службы были только незначительные штрафы.

Но Саратовское УФАС в общей дискуссии участвовало вяло. Его представитель заметила, что ведомство ведет мониторинг цен на бензин и разъясняет гражданам, почему эти цены растут. А механизм установки цены в том же Саратове ведомство объяснить не может, так как содержание документов, которые предоставляют в УФАС торгующие топливом компании, это коммерческая тайна.

В итоге участники совещания пришли к выводу, что необходимо собрать все предложения по нормализации ситуации с ценами на бензин и продвигать их на федеральном уровне. Чем больше российских регионов включится в этот процесс, тем больше шансов на благополучный исход.

Глава компании «Юрком», общественник Николай Скворцов подвел общий итог: крупным предприятиям выгоднее продавать нефтепродукты в Европу, ведь мировые цены на нефть сейчас выросли. А в РФ на топливе стараются экономить. Вариантов два — добиться введения регулируемых тарифов на топливо на внутреннем рынке или квотирования объемов, продающихся за рубеж. Эксперт предложил участникам совещания подать соответствующие предложения в Госдуму.

Источник: business-vector.info

Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика