. Рязанов vs «Автодор»: инвестор трассы «Меридиан» просит чиновников не перехватывать трафик

Рязанов vs «Автодор»: инвестор трассы «Меридиан» просит чиновников не перехватывать трафик


Сооружение транспортного коридора Европа — Западный Китай стало делом государственного значения — трасса фигурирует в майских указах президента РФ и должна быть построена к 2024 году. Но проект, который продвигает госкомпания «Автодор», автоматически становится конкурентом частной трассы «Меридиан», строительство которой уже начинается.

Подробности противостояния двух автострад вскрылись 29 августа на заседании у вице-премьера Максима Акимова. У госкомпании «Автодор» пока нет ни окончательного проекта, ни выкупленной под трассу земли — зато есть целых 4 варианта ее прокладки, все они заканчиваются там же, где и «Меридиан» — в пункте Сагарчин на границе Оренбургской области с Казахстаном.

Как пишут «Ведомости», полная стоимость проекта, продвигаемого компанией «Автодор», оценивается 1 триллион рублей. Из них 825 млрд вкладывает федеральный бюджет. Планы у чиновников по поводу этой трассы поистине наполеоновские — вплоть до запуска фур-беспилотников.

Проект «Автодора» под названием «Великий шелковый путь» был анонсирован еще в 2015 году, когда договор о сотрудничестве по нему подписали власти России и Китая. Пекин заявил, что готов вложить в его реализацию 40 млрд долларов. Меморандум о совместной работе в том же году подписали «Автодор» и Банк развития Китая.

Но до сих пор в рядах представителей федеральных ведомств нет согласия, выделять ли средства на новую трассу или реконструировать уже существующие М5 и М7, идущие через российские города. Для полноценного скоростного грузового маршрута этого, правда, недостаточно. При этом в первой версии автострада оценивалась в 560 млрд рублей, из которых 340 млрд предполагалось выделить из федеральной казны.

Трассу «Меридиан», под которую уже выкуплена почти вся земля, инвестор — ЗАО «Русская холдинговая компания» Александра Рязанова — предлагает на очень выгодных для бюджета условиях включить в государственный план магистральной инфраструктуры.

Тема эта была поднята на совещании у вице-премьера Акимова. Окончательное слово должен сказать премьер-министр Дмитрий Медведев, но дата обсуждения проекта у него пока не определена. Известно только, что в доклад на имя премьера «Меридиан» попадает.

Вот здесь и начинаются сложности. Во-первых, Минтранс РФ категорически против включения частного «Меридиана» в государственный проект. Во-вторых, планы «Автодора» по прокладке собственной магистрали могут помешать «Меридиану» окупиться.


Отметим, что цена частной автострады гораздо ниже, чем у проекта «Автодора».  Строительство «Меридиана» укладывается в 594 млрд рублей, 1 км частной магистрали стоит вдвое дешевле трассы «Автодора». Инвестор не ждет от государства никаких финансовых вливаний на само строительство и лишь просит не начинать проект «Автодора» в период окупаемости «Меридиана», а отложить его на более поздний срок.

«Русскую холдинговую компанию» поддерживает Минфин РФ и предлагает отказаться от основной трассы коридора Европа — Западный Китай. Такое же мнение на совещании у вице-премьера Акимова высказал и представитель администрации президента РФ.

Если сам «Меридиан» будет национализирован, Александр Рязанов просит или выплатить ему рыночную стоимость своей трассы или возместить потери при введении административных ограничений в части платы за проезд («Меридиан» задуман как платная трасса). Потери эти предварительно оцениваются в 15 млрд рублей в год для транзитного транспорта из Китая.

На региональном уровне строители «Меридиана» просят предоставить им льготы по налогу на имущество.

По мнению экспертов, строить две параллельных трассы в любом случае нецелесообразно. Проект Рязанова и проект «Автодора» будут конкурировать за трафик, маршрут полезнее было бы разделить.

Главное отличие «Меридиана» от проекта «Автодора», помимо цены, в том, что он обходит все крупные города. Сообщение между агломерациями такая трасса не улучшит, зато ее использование ощутимо сократит путь доставки грузов и поможет развитию южных территорий страны.

Сейчас «Меридиан» стоит на старте самих дорожных работ: завершены инженерные изыскания по 433 км трассы, получены лицензии на разработку 5 карьеров с песком и гравием, лицензии на воду. Выкуплены 90% земли — порядка 20-30 тысяч гектаров на сумму около 1,2 млрд рублей. Всего же затраты инвесторов приближаются к 10 млрд. В этом году строительство должно пройти через Оренбургскую область, в 2019 — продолжиться в Саратовской.

Стоимость проезда по «Меридиану» предполагается в районе 30 рублей за км для транзитного, 5 рублей для внутреннего грузового и 2 рублей для легкового транспорта. За счет этой оплаты, а также услуг автосервисов и заправочных станций инвесторы и собираются окупить проект. Финансовая модель уже просчитана, срок окупаемости трассы должен составить 12 лет.

Кроме того, «Меридиан» должен перехватить часть контейнерного трафика, который сейчас идет по Суэцкому каналу. Срок доставки груза из Китая в Европу после запуска трассы должен сократиться с 45 до 10 дней.

Сама модель частной автодороги в РФ уже реализована в Петербурге, где успешно функционирует Западный скоростной диаметр. Если государство согласится дать инвестору необходимые гарантии, «Меридиан» вполне можно будет построить в рамках ГЧП, считают эксперты. Весь вопрос заключается только в том, победит ли Александр Рязанов желание чиновников запустить более дорогой проект, в стоимость километров которого, возможно, закрадывается и коррупционная составляющая.

Источник: business-vector.info

Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика